Информировать о продуктах по-европейски

13.01.2018 01 2018

Недавно председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа презентовал представителям Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты, Лиги производителей пищевых продуктов, Украинского клуба аграрного бизнеса и проекта ЕС «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине» новый проект закона об информации о продуктах для потребителей, которая должна быть нанесена на упаковку.


Как известно, ранее аналогичный документ, который был подан рядом народных депутатов в 2016 году, профильный комитет Верховной Рады предложил отправить на доработку. Новый вариант законопроекта, как утверждают специалисты Госпродпотребслужбы, уже адаптирован к нормам и требованиям Евросоюза с учетом положений регламентов Европейского Парламента и Совета ЕС.
По словам Владимира Лапы, на данном этапе с экспертами необходимо отработать, в первую очередь, принципиальные подходы. А именно, участники встречи обсудили структуру законопроекта, общие принципы и требования к информации о продуктах, в частности в отношении их маркировки, а также обязанности операторов рынка по доведению этой информации до потребителей. Озвученные предложения к законопроекту будут переданы на рассмотрение рабочей группы, которая в конце прошлого года была создана при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
«Приходя в магазин и пытаясь прочитать состав продукта, чтобы определить его качество, потребитель сегодня не всегда может разобраться с этим», — так Владимир Лапа прокомментировал, почему именно вопросам маркировки уделяется значительное внимание в упомянутом законопроекте.
Глава службы прогнозирует, что в случае качественной подготовки документа он может стать законом в текущем году.
Ранее на коллегии Госпродпотребслужбы директор ее Департамента защиты потребителей Алексей Квасницкий сказал, что отсутствие полной информации о продукции – это основное (66% случаев) нарушение в сфере защиты прав потребителей в Украине.

 

Как это у них? Некоторые нюансы
В Евросоюзе в набор обязательной информации о пищевых продуктах, которая наносится на упаковки, входит не только перечень ингредиентов, но и количественное содержание определенных ингредиентов или категорий ингредиентов.
Также указывается информация о питательной ценности пищевого продукта, ингредиенты или вспомогательные вещества для переработки, которые вызывают аллергические реакции либо непереносимость, но используются в производстве этого пищевого продукта.
Кроме того, мясные продукты, мясные полуфабрикаты, состоящие из различных кусков, но при этом производящие впечатление целого куска мяса или рыбы, должны содержать такую надпись: «сформированное из кусков мяса».
При использовании в колбасах и сосисках несъедобных оболочек необходимо указывать этот факт.
Указание страны происхождения или места происхождения продукта в нашем случае является обязательным, когда речь идет о мясе, подпадающем под коды Украинского классификатора товаров (свежая, охлажденная или мороженая свинина, баранина, козлятина, мясо домашней птицы).
Если страна происхождения продукта не совпадают со страной происхождения основного ингредиента, необходимо сообщить страну происхождения и место происхождения основного ингредиента или указать, что страна происхождения основного ингредиента отличается от страны происхождения пищевого продукта.
В то же время запрещается указывать не характерные пищевому продукту свойства или последствия потребления и приписывать продуктам свойства профилактики и лечения болезней. Данные требования должны распространяться лишь на рекламу пищевых продуктов или их презентацию.
Ароматизаторы в перечне ингредиентов пищевого продукта должны указываться словом «ароматизаторы». Слово «натуральный» при обозначении ароматизатора используется, если ароматический компонент содержит исключительно натуральные ароматические препараты.
Также некоторая информация о пищевых продуктах может предоставляться производителями (или продавцами) в добровольном порядке. Но такая информация не должна вводить потребителей в заблуждение, не должна быть непонятной или запутанной для потребителя, при необходимости должна базироваться на соответствующих научных данных.

Павел Гук