Александр Бакуменко: «По итогам 2018 года по представлению нашего комитета принято 6 законов Украины. Много задач и на 2019 год»

11.04.2019 04 2019

На вопросы «МБ» ответил народный депутат VIII созыва, заместитель главы Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ Александр Бакуменко

— Александр Борисович, как Вы знаете, целевой аудиторией журнала «МБ» являются производители готовой мясной продукции и животноводы. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о результатах работы Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ в 2018 году?

— В первую очередь, хочу отметить высокую эффективность работы нашего комитета, где собрались профессионалы, выходцы из аграрной отрасли. Имея такую мощную базу, мы разрабатываем качественные законопроекты, которые решают многие проблемные вопросы как в земельном аспекте, так и в животноводстве, растениеводстве, упрощают ведение бизнеса, улучшают качество производимых товаров, тем самым способствуя экспорту нашей аграрной продукции. Предыдущий 2018 год был непростой, но в то же время продуктивный. Основные направления нашей деятельности: земельная реформа, развитие фермерства, противодействие рейдерству, государственная поддержка аграрной отрасли, реформа лесной отрасли, развитие сельскохозяйственной кооперации, аграрная логистика. И отдельным блоком хочу выделить евроинтеграционное направление, где мы работали над органическим производством, совершенствованием фитосанитарных процедур, осведомленностью потребителей о пищевых продуктах, безопасностью и гигиеной кормов, идентификацией и регистрацией животных.
Для обсуждения и проработки законопроектов в рамках работы комитета было проведено значительное количество заседаний рабочих групп, рабочих встреч и совещаний, в том числе ряд встреч с руководством Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в сфере агропромышленного комплекса. Помощь в подготовке законопроектов нам оказывают многие аграрные ассоциации, а также специалисты и эксперты проектов ЕС и США. Мы также активно сотрудничаем с Кабинетом Министров Украины, Представительством ЕС в Украине. Так что работа в комитете выстроена очень эффективно, но когда законопроекты поступают в сессионный зал на рассмотрение, здесь уже главное — не стать заложником политических баталий, и тогда законопроект имеет шанс быть утвержденным как закон Украины.

По итогам 2018 года по представлению нашего комитета было принято 6 законов Украины:
1. ЗУ «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции» от 10.07.2018 №2496-VIII;
2. ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» от 10.07.2018 №2498-VIII;
3. ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования проведения некоторых фитосанитарных процедур» от 10.07.2018 №2501-VIII;
4. ЗУ «О признании утратившими силу некоторых законов Украины о государственном регулировании производства и реализации сахара» от 04.09.2018 №2518-VIII;
5. ЗУ «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» от 06.12.2018 №2639-VIII;
6. ЗУ «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения земель сельскохозяйственного назначения» от 20.12.2018 №2666-VIII.

Хочу подчеркнуть, что ЗУ «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» — это один из важнейших евроинтеграционных законодательных актов. Основной целью данного закона является обеспечение надлежащей осведомленности потребителей о пищевых продуктах, которые они потребляют. Законом запрещается использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение. Указанный запрет распространяется также на рекламу и представление пищевых продуктов. Реализация положений принятого закона будет способствовать комплексному урегулированию всех вопросов, связанных с предоставлением потребителям информации о пищевых продуктах, их ингредиентах, составе, питательных ценностях, способе потребления, а также уменьшит нагрузку на операторов рынка путем систематизации законодательных положений относительно требований к информации о пищевых продуктах в одном законе, который гармонизирован с законодательством Европейского Союза. Таким образом, мы в первую очередь защищаем потребителя, который должен понимать, какой продукт он потребляет, и какие последствия могут быть в дальнейшем. И считаю, если осведомлен, значит — вооружен.

— Работники пищевой промышленности в целом и мясной в частности с большим вниманием отнеслись к новости об отмене моратория на проверки с начала 2019 года и информации о том, что подход к проверкам изменится. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Каких перемен стоит ожидать производителям в вопросе проверок их предприятий?
— Начиная с принятия в 2014 году основополагающего ЗУ «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» система государственного регулирования пищевых продуктов претерпевает существенные изменения, которые приближают ее европейской модели. Прошлый 2018 год стал особенно плодотворным. 4 апреля 2018 года вступил в действие ЗУ «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных» (далее — Закон Украины №2042-VIII о государственном контроле). А 6 декабря 2018 года ВРУ приняла ЗУ «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». В свою очередь, министерства и ведомства утвердили десятки актов, создающих государственную систему риск-ориентированного государственного контроля пищевых продуктов. В конце 2018 года Минагрополитики утвердило приказом №654 от 26.12.2018 г. «Долгосрочный план государственного контроля на 2018-2021 гг.». Это первый подобного рода нормативно-правовой акт в Украине, который содержит общую информацию о структуре и организации системы государственного контроля. Всем, кто желает понять, как будет организована система государственного контроля пищевых продуктов, стоит ознакомиться с этим планом.

Среди нормативно-правовых актов, с которыми рекомендуется ознакомиться операторам рынка и которые устанавливают порядок проведения государственного контроля пищевых продуктов, такие: …..

Продолжение статьи — в журнале Мясной бизнес, апрель, журнал еще готовится к печати. Телефон отдела подписки: 044-248-97-66, 044-243-32-67.